Детство
Айс Кьюб, настоящее имя О'Джей Джексон (O'Shea Jackson), родился 15 июля 1969 года в городе Лос-Анджелес, американский штат Калифорния, в скромной семье в очень бедном квартале. Родители назвали сына в честь О'Джея Симпсона, звезды американского футбола, который в свое время прославился скандальным судебным процессом: его обвиняли в убийстве жены, но адвокат спортсмена построил защиту на том, что белые присяжные предвзято настроены к черному подзащитному. Состав жюри неоднократно перетасовывался, пока наконец не подобрали людей оправдавших О'Джея. Вот в честь такого знаменитого человека и получил имя юный Айс Кьюб.
В молодости Айс Кьюб "терся" на улице, занимался мелким "подрезаловом", но в серьезных преступлениях никогда не участвовал. Более того - окончил колледж и поступил в институт.
Музыка
Уже юношей Айс прослыл талантливым рэпером, чьи рифмы - не образцы высокой поэзии, но хлесткие, легко запоминающиеся строки - необычайно быстро находили почитателей. Так что когда матерый бандит и пушер Йацу взял его в оборот, Кьюб возможно не совсем понимал, с кем имеет дело и как себя надо вести, чтобы потом не пожалеть. Йацу предложил Кьюбу сочинить для него какой-нибудь текст и неожиданно получил будущий хит "Boyz-n-the-Hood". Уцепившись за талантливого юношу, Йацу предложил ему сформировать группу N.W.A (Niggaz With Attitude). Вместе с ними в команде работали: будущий краеугольный столп рэпа – Др Дре. А еще, не оставившие столь значительного следа в музистории - МС Рен и Дйо Велла. Ради участия в "супергруппе" Айс Кьюб даже бросил институт.
После альбома "Straight Outta Compton" все исполнители в одночасье стали "иконами". В 1989 году бескомпромиссная песня "Fuck the Police" заставила руководство ФБР написать гневное письмо в адрес выпускающего лейбла и поднять шум в конгрессе! Успех был потрясающий, но контракт, составленный ушлым Йацу, оставил Айс Кьюба - автора большинства песен - с жалкими грошами. Это сюжет из разряда вечных - миллионы Майка Тайсона точно таким же образом украл и его промоутер Дон Кинг.
Отработав 4 года на Йацу, сочинив подавляющее большинство текстов для N.W.A. и сольников Йацу, Айс Кьюб прикинул прибыль своего босса, сравнил со своими крохами и покинул эту компанию, естественно, жестоко обидевшись. Потому что через год крепко прошелся по бывшим друзьям-товарищам в песенке "No Vaseline", повеселив общественность пикантными строчками. Но популярность к нему пришла отнюдь не из-за смакования натуралистических подробностей.
Первый же альбом, выпущенный "Кубиком" в 1990 году, неожиданно для всех сорвал банк. Если на Востоке главными борцами за права черных считались Public Enemy, то на Западе таковым стал Айс Кьюб. Каждая вторая песня в дебютном альбоме "AmeriKKKa`s Most Wanted" - музхит. А песен было 16! В том числе такие, как: "The Nigga Ya Love To Hate", "AmeriKKKa"s Most Wanted", "Who"s The Mack?"
Священная ярость кипела в сердце Кьюба - коллеги по NWA "скурились, поселились в богатых особняках", но он по-прежнему клялся в вечной верности вскормившим его улицам и уделял причитающуюся долю "теплых слов" всем притеснителям черной расы. При этом не нужно забывать, что Кьюб не был ангелочком - в своих песнях он давал чертей корейцам, азиатам, политикам, а, еще, вдобавок, был сексуально распущен - настоящий подонок и пугало для блюстителей нравственности.
Следом за альбомом вышел очень успешный макси-сингл "Kill at Will", а в 1991 - шедевральный "Death Certificate" (на обложке которого изображен лежащий на каталке труп), лишь на месяц опередивший знаменитый черный бунт в Лос-Анджелесе. Беспорядки, продолжавшиеся несколько дней, были вызваны оправдательным приговором суда по делу полицейских, избивших черного Родни Кинга и запечатленных случайным свидетелем. Имя Родни Кинга стало нарицательным - он часть истории борьбы черных за свои права - и прозвучало в текстах многих рэперов. Видеозапись этого инцидента облетела мир, став катализатором самых крупных уличных беспорядков в современной истории Америки. После этих событий жесткий хард-кор "Death Certificate" выглядел пророческим, а сам Кьюб стал живым символом сопротивления. Почти как Ленин, Че Гевара или Мартин Лютер Кинг.
В 1992 году вышел еще один отличный музыкальный альбом "The Predator" (с боевиками "Check Yo Self", "Wicked" и "It Was A Good Day"), прикрывший, по мнению части поклонников и критиков, славную историю. Следующий диск "Lethal Injection" был похож на смертельную инъекцию для самого Айса Кьюба, как автора актуальных для своего времени альбомов. На сцене Америки звучал "Chronic" Доктора Дре. Надвигалась эпоха Дж-фанка, критика всего и вся не находила прежнего отклика у слушателей. Бунтарям показали деньги... и время бунтов закончилось - новыми героями стали удачливые парни с большими "мазафакер ганами" и толстыми цепями.
Но и Айс Кьюб не отошел от дел - на его счету были записанные с интервалом в два года альбомы "War & Peace", сборники лучших вещей и бутлегов, продюсирование, участие в рок-фестивале "Lollapalooza" и совместная работа с металлистами Корном и Бифом. Произошло и примирение с другими важными калифорнийскими рэперами, командой "Cypress Hill"; наконец, объединение с единомышленниками "Macк 10" и "WC" в группу "Westside Connection" и издание двух альбомов ("Bow Down" - 1996, "Terrorist Threats" - 2003).
Кино
Однако этот внушительный список свершений и достижений Кьюба в музыке не позволял бы ему по-прежнему считаться звездой высшего эшелона, если бы параллельно он не добился выдающихся успехов в кинобизнесе. Айс - один из немногих рэперов, которых на полном серьезе называли киноактерами. Он не только шикарно мог преподать в кадре самого себя, он просто был способен на большее.
Кинодебютом Кьюба стала культовая драма 1991 года "Парни южного централа", снятая режиссером Джорджем Синглтоном и посвященная реалиям африканского гетто. Главные роли в этом фильме с блеском исполнили Кьюба Гудинг-младший, Лоуренс Фишберн, Анджела Бассетт, Мета Кинг, Ниа Лонг и Моррис Честнат. Премьера фильма состоялась 12 июля 1991 года в США. Фильм показал жизнь в криминальном районе Южного централа Лос-Анджелеса. Картина была снята и выпущена незадолго до Лос-Анджелесских Бунтов 1992 года, но не смогла предотвратить эти события. За блестящий сюжет и игру интригующая лента была номинирована на премию "Оскар".
Эту же тему эксплуатировали и последующие роли именитого афро-американского актера в фильмах "Чужая территория" 1992 год и "СВ4" 1993 год. Комедия "Тюремный блок-4", вышедшая в прокат 12 марта 1993 года, рассказала о вымышленной рэп-группе под названием "CB4", в честь тюремного блока, в котором предположительно и сформировалась группа. В фильме спародировали рэп-группу N.W.A, как впрочем и другие аспекты гангста-рэпа. В коротких эпизодах снялись знаменитости типа Холли Берри, Eazy-E, Butthole Surfers, Ice-T, Flavor Flav и Шакил О"Нил. Картина повествовала о трех молодых рэперах, которые хотели стать известными и популярными. Давние друзья и рэперы-любители Альберт, Еврипид и Отис желали оставить свой след на большой рэп-сцене.
Яркая творческая индивидуальность молодого артиста с первых же дней привлекла внимание людей по всему миру и лишнем подтверждением тому стала культовая комедия "Пятница" 1995 года. К титулу исполнителя одной из главных ролей, прибавилось еще и режиссер, и со-сценарист (вторым был ди-джей Pooh), и продюсер. Комедийные задатки его партнера Криса Таккера и отличный саундтрек, собранный из лучших образцов хип-хопа 1995 года, стали залогом успеха этой комедии. Роли в картине ко всему исполнили Крис Такер, Ниа Лонг, Берни Мэк, Томми Листер-младший и Джон Уизерспун, что придало картине дополнительный кинотипаж. Фильм рассказал о "нелегких" 16 часах в жизни Крэйга Джонса и Смоки, которые должны заплатить Биг Ворму 200 долларов в пятницу ровно до 10 часов вечера.
"Пятница" очень долго пользовалась любовью поклонников хип-хопа всех поколений. На волне успеха Айс Кьюб открыл собственную кинокомпанию - Cube Vision. Не "Dreamworks", конечно, но на хлеб с маслом и икоркой – хватало вполне! 1995 год был ознаменован работой востребованного таланта в комедийном сериале режиссеров Брюса Ледди, Джона Бланчарда и Дэвида Гроссмана "Безумное телевидение" 1995-2000 год. Тогда актер удачно вписался в кинодесент с Майклом Джеймс МакДональдом, Деброй Уилсон, Ариес Спирс и Бобби Ли.
Далее в кинокомпании с Омаром Эппс, Кристи Свэнсон, Дженнифер Коннелли, Тайрой Бэнкс и Лоуренсом Фишберном Айс Кьюб приступил к съемкам фильма "Высшее образование" 1995 года, который содержал несколько небольших историй из жизни студентов-первокурсников американского университета и поднимал множество актуальных для них проблем — личных, расовых, политических. После этого в карьере актера наступило затишье, никто его не приглашал, похоже в нем не нуждались или попросту об актере подзабыли, никаких серьезных киноработ с ним не выходило.
В 1997 году Айс Кьюб снялся в триллере перуанского режиссера Луиса Льосы "Анаконда" в паре с Дженнифер Лопес. Сюжет повествовал о том, как съемочная группа "National Geographic" отправилась в джунгли Амазонки за материалом для документального фильма о практически неизвестном индейском племени. Но планы переменились и внесли свои коррективы… Последовала в том же году и роль взбалмошного Вуси в малоизвестном фильме "Опасная земля". Айс Кьюбу приходилось играть не только разные по характеру персонажи, но и разные киножанры – и не все ему доставалось легко и просто, но актер отлично понимал, что терпенье и труд все перетрут. Так оно и вышло. В 1998 году Айс Кьюба снялся в картинах "Стриптиз – клуб" и "Аферисты".
А в 1999 году актер исполнил главную роль в приключенческом боевике Дэвида О' Расселла "Три короля", его коллегами по этому интересному фильму стали именитые Джордж Клуни и Марк Уолберк. Фильм "Три короля" рассказывал о четырех солдатах, которые дезертировали, пока кругом творилась неразбериха из-за того, что война окончилась. Им всем захотелось наживы, и они отправились на поиски кувейтского золота. Золото достали, а вместе с золотом "поимели" кучу неприятностей. Солдаты оказались своего рода между молотом и наковальней. Дело в том, что война окончилась, и американским солдатам нет дела до того, что будет твориться с повстанцами, которые выступили против режима Хуссейна. И этим четырем солдатам предстояло сделать выбор между кучей золота и спасением повстанцев.
По идее фильм был серьезным. Но здесь Дэвид Расселл представился жонглером в цирке и грамотно жонглировал между всеми возможными жанрами. А герой Айса Кьюба был самым правильным из всей этой взбалмошной компании. Этот фильм определено никого не оставил равнодушным. Да и где и когда еще увидишь такое кино, в котором четко смешались все жанры, не позволяя настроиться на какой-то определенный.
2000–е годы
Надо отдать должное актеру, Айс Кьюб не опасался экспериментировать и познавал себя и в других ролях, правда, далеко не всегда эти эксперименты оказывались благополучными. Кинокомпания: Айс Кьюб, Крис Такер, Ниа Лонг, Берни Мэк, Томми Листер-младший и Джон Уизерспун не раз в кадре собиралась довольно таки успешно вместе. Результат их совместных усилий стало и продолжение знаменитой "Пятницы" - комедия 2000 года "Следующая пятница". Продолжение, как водится, оказалось слабее оригинала.
В 2001 году зрители увидели актера в роли Джеймса Уильямса в фантастическом фильме ужасов режиссера Джона Карпентера "Призраки Марса", основная тема которого явно имела сходства с одним из его предыдущих фильмов - "Налет на 13-е отделение полиции". Сюжет связан с полицейской по имени Мелани Баллард, блестящая роль Наташи Хенстридж, отряд которой был послан перевезти заключенного Уильямса по кличке "Опустошение". Но выяснилось, что шахтеры обнаружили подземную дверь, созданную древней марсианской цивилизацией...
После некоторого затишья в 2002 году на свет вышли сразу три фильма с участием Айс Кьюба - "Все о Бенджаминах", "Парикмахерская" и "Еще одна пятница". Эти работы сделали Кьюба завсегдатаем съемочных площадок. Съемки стали для него не понтом и рекламой релизов, а неплохим бизнесом. Достаточно сказать, что душевная комедия "Парикмахерская" принесла колоссальные сборы, сделав Кьюба королем афро-американского кино, конечно же, после Спайка Ли.
Ежегодно на экраны выходили картины с участием оригинального актера. В 2004 году Айс принял участие в двух проектах: в фильме "Парикмахерская 2: Снова в деле" и в боевике "Крутящий момент". "Крутящий момент" — это своего рода мото - "Форсаж", только ближе к жанру фантастического боевика. В фильме много красивых гонок, главные персонажи весьма харизматичны. И главный конек картины — зрелищность и спецэффекты, за счет которых создатели, видимо, и хотели выехать. Что у них успешно и получилось…
Последующим успехом актера стала главная роль Дариуса Стоуна в шпионском триллере 2005 года "хХх 2: Три Икса 2: Новый Уровень". Бюджет фильма - 85 млн. долларов! А мировые кассовые сборы - 263,7 млн. долларов! На улице XXI век, и новые времена требуют новых подвигов... Америка снова в опасности, и на сей раз, беда пришла, откуда не ждали: удар по демократии был нанесен изнутри! Группа высокопоставленных заговорщиков в белом доме подняла мятеж с целью захвата ... На отдел АНБ, в котором работал агент Аугустус Гиббонс, совершается нападение. 16 человек убито, президент расстроен, а министр обороны, он же генерал Джордж Декерт не имел никаких представлений, кто это мог сделать. Конечно же, генерал кривил душой и явно врал, злодейская ухмылка у него появлялась с самого начала фильма. Итак, Гиббонс, узнав о смерти Ксандера Кейджа на Боро-Боро, нанял нового агента XXX. Им то и стал герой Кьюбы - Дариус Стоун, бывший "морской котик" и нынешний заключенный тюрьмы для бывших военных. Вместе они должны были остановить коварные замыслы Декерта, посягнувшего на самый что ни на есть оплот американского благополучия - президента США.
В том же году Кьюб сыграл опять таки главную роль в комедии Брайана Леванта "Ну что, приехали?" Зрителям фильм пришелся по душе, только в одной Северной Америке он собрал 82 миллиона долларов и было продано 3,7 миллионов DVD. Это фильм, где действия происходили в Портленде, Ванкувере и прочих частях Тихоокеанского Северо-запада. Ник Персонс – холостяк, специализирующийся в спортивных предметах коллекционирования, – познакомился с яркой, ошеломляющей Сюзанн Кингстон, ее сыграла Ния Лонг, и узнал, что она имеет двух детей, дочь Линдси и сына Кевина. Дети Сюзанны постарались сделать жизнь Ника настолько кошмарной, насколько возможно.
Через год, в 2007 году, вышел сиквел "Ну что, приехали: Ремонт". Довольно убедительной в исполнении Айса Кьюба стала роль и Дарелла Вашингтона в криминальной комедии "Первое воскресенье" 2008 года, где актер отработал с Кэт Уильямс и Трэйси Морган. Мелкие жулики Дарелла и ЛиДжон, герои Айса Кьюба и Трэйси Моргана — друзья "не разлей вода". В один отнюдь не прекрасный день Даррелл узнал, что может лишиться сына, если за неделю не вернет старый долг — 17 тысяч долларов. Друзья не придумали ничего лучше, чем грабануть местную церковь, не подозревая, что влипли в переделку почище той, из которой пытались выбраться: похоже, за дело взялся сам Господь Бог, решивший лично наставить заблудших рабов своих на путь истинный. В комедии много юмора и смешных, нелепых моментов.
Незаурядный рэпер и актер удачно отыграл и в культовых картинах "Беглецы" и "Аутсайдеры" Фреда Дерста 2008 года. По оценкам зрителей фильм "Аутсайдеры" получил очень хорошие отзывы. Кьюб сыграл чудаковатого дядю девочки, который сначала разглядел в ней талант и привел в футбольную команду, а потом стал ее тренером. Киносюжет был основан на реальной истории о первой девушке, попавшей в команду по американскому футболу.
Личная жизнь
Айс Кьюб, как, впрочем, и многие кинозвезды, старался совсем не афишировать свою личную жизнь. Поэтому-то все и окутано пеленой тайны…
Интересные факты
Псевдоним Айса Кьюба переводится как "кубик льда".
На волне успеха Айс Кьюб открыл в 1995 году собственную кинокомпанию – "Cube Vision".
В 1991 вышел шедевральный "Death Certificate" (на обложке которого изображен лежащий на каталке труп), лишь на месяц, опередивший знаменитый черный бунт в Лос-Анжелесе. Кьюб стал живым символом сопротивления. Почти как Ленин, Че Гевара и Мартин Лютер Кинг.
Комментариев нет:
Отправить комментарий